Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII—XIII вв.).
В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и
провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину
свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы
наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей
великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну
в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление
Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом.
Считают, что внедрение принятого в Любе-че принципа было фактором распада
Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.
Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее
причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии:
росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское
землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его
опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно
сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к
самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить
их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли
южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные
(Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья
слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в
решении общерусских дел.
Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в
военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних
угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные
аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному
развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих
русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского
князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства
уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв.
жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.
В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых
государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волын-ское княжество; на
северо-востоке — Владими-ро-Суздальское княжество; на северо-западе —
Новгородская республика.
Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения
Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья
(крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов
должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний
(вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития
Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и
города. С середины XIII в. княжества слабело: внутренние смуты и постоянные
войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в
состав Великого княжества Литовского и Польши.
Владимиро-Суздалъское княжество обособилось от Киева при князе Юрии
Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв.
Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от
набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского
ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов
(Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва,
Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций
городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно
свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на
лично преданных им княжеских слуг (милостни-ков, т. е. людей, зависящих от
милости князя).
Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия
Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была
перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и
великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за
влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г.
он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—
1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после
его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.
Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской
народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое
Российское государство.
Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из
древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и
влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород
зависел от поставок хлеба из соседнего Вла-димиро-Суздальского княжества), а
торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых
операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство
этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией,
Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями,
мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. О
его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское
население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными
участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из
крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные
боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные
лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения),
воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава
новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских
монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром
совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок
сложился после 1136г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.
Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой,
хранителем вечевых традиций Древней Руси.